Расписание консультаций педагога - психолага
Педагог-психолог
Бондарь Ольга Николаевна
План работы - встреч «Родительского клуба»
25.11.2020 г .
«Родительский клуб» для родителей 1 – 3 кл.
Тема: «Встреча – знакомство».
Приглашенные гости: мастер спорта, тренер по Дзюдо – Калмыков Павел Владимирович;
специализированный детский логопед-дефектолог,
психолог – Бофанова Елена Алексеевна.
09.12. 2020 г.
«Родительский клуб» для родителей.
Тема: «Встреча – знакомство».
27.01.2021 г.
«Родительский клуб» для родителей 1 - 3 кл.
Тема: «Детям нужно признание их значимости».
Приглашенные гости: мастер спорта, тренер по Дзюдо – Калмыков Павел Владимирович;
специализированный детский логопед-дефектолог, психолог – Бофанова Елена Алексеевна,
Русов Дмитрий Олегович – редактор детско-молодежной газеты, АНО ЦСПП «Три Поколения»
10.02.2021 г.
«Родительский клуб» для родителей 5 и 6-х кл.
Тема: «Возрастные задачи подросткового возраста. Знакомимся с детьми».
Приглашенные гости: специализированный детский логопед-дефектолог, психолог – Бофанова Елена Алексеевна.
Ветрюк Игорь Александрович - Председатель УМО «Опора России»
3.03. 2021 г.
«Родительский клуб» для родителей 7 и 8 – х кл.
Тема: «Трудные, которым трудно».
Приглашенные гости: специализированный детский логопед-дефектолог, психолог – Бофанова Елена Алексеевна.
9.04. 2021 г.
«Родительский клуб» для родителей 6 и 7 –х кл.
Тема: «Кибербуллинг. Подростки по ту сторону экрана, виртуальная реальность и проблемы общения».
Приглашенный гость: Ветрюк Игорь Александрович (Председатель УМО «Опора России»)
23.04. 2021 г.
«Родительский клуб» для родителей 4 и 5 х кл.
Тема: «Как уберечь ребенка от опасности в социальных сетях». Приглашенный гость:
Ветрюк Игорь Александрович (Председатель УМО «Опора России»)
Психологические группы, тренинги, ролевые игры
для детей, подростков и молодежи
Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Современные родители часто сталкиваются с тем, что навыки правильной социализации детям получать практически негде. Дети загружены учебой и дополнительными занятиями, отношения между одноклассниками крайне редко регулируются адекватно, игры во дворах не всегда безопасны. В итоге дети социализируются, как могут – через соцсети и игры в сети, иногда, так и не приобретая тех самых социальных и эмоциональных компетенций, которые необходимы для успешной и счастливой жизни – умения знакомится и конструктивно конфликтовать, умения осознавать свои переживания и адекватно их выражать.
Выбираем темы и записываемся:
6-8 лет: «Сильные чувства. Знакомство с эмоциями и чувствами, как с ними обходиться и правильно реагировать».
9-11 лет: «Конфликты и сильные чувства».
10-12 лет: «Отношения со сверстниками».
12-14 лет: «Отношения со сверстниками».
15-18 лет: «Стратегии поведения, уверенность, навыки нужной коммуникации».
7-9 лет: «Дружба. Учимся общаться».
10-12 лет: «Отношения со сверстниками. Новые знакомства».
13-15 лет: « Я в группе: какое место в группе я занимаю и почему, как выстраиваю взаимоотношения, насколько моя стратегия меня устраивает».
16-17 лет: «Самооценка и самопрезентация. Уверенность в себе и своих силах».
Клинический (медицинский) психолог,
педагог-психолог:
Бондарь Ольга Николаевна
Запись по телефону (Вацап)
+7-914 -979-82-48
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чего нельзя категорически делать при депрессии у детей и подростков:
- давать нелепые советы: «Встряхнись! Возьми себя в руки! Не раскисай!»;
- унижать собственное достоинство ребенка и подростка, особенно в присутствии сверстников;
- использовать авторитарный стиль воспитания;
- игнорировать наличие суицидальных высказываний у детей и подростков;
- пренебрегать помощью профессионалов.
Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков:
- безоговорочная принятие детей такими какие они есть;
- желательно равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности;
- обучение ребенка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками;
- соблюдение единых подходов в воспитании ребенка, с развитием у него таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе;
- участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности;
- создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
- предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.
Психическая травма (физическое и сексуальное насилие, жестокое обращение)
Каждый человек в своей жизни сталкивается с жизненными ситуациями, которые переживаются человеком как травматические: смерть, потеря близкого человека, разрыв отношений, тяжелая болезнь или физическая травма. Психотравмирующим также в большинстве случаев оказывается попадание в ситуацию насилия лично или в качестве свидетеля.
Реакция на психотравмирующее событие и развитие последствий зависят как от индивидуальных особенностей человека, так и от слишком сильных, чрезмерных воздействий внешних факторов в стрессовых ситуациях. Главным является то, что события носят экстремальный характер, выходя за пределы обычных человеческих переживаний, чем вызывают интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности, и как следствие приводят к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме.
Психическая травма или психотравма — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.
Как проявляется психотравма?
Непосредственно в момент травмирования человек переживает шок, который проявляется в состоянии сильного испуга, которое он не способен ни контролировать, ни преодолеть. Чувства, испытываемые при этом – оцепенение, растерянность или беспомощность.
Следующая реакция на травматическое событие – отрицание, избегание и вытеснение из памяти случившегося.
Ребенок забывает и избегает любых упоминаний о произошедшем с ним, потому что чувства обладают такой интенсивностью, что непереносимы. Психика защищается самым простым способом – стиранием из памяти.
Однако такой способ очень энергоемкий, поэтому через некоторое время включаются процессы переработки травматического события: начинают сниться кошмары, у ребенка появляются фобии и страхи, которые он сам объяснить не может. Возвращаются чувства тревоги, бессилия. Появляется чувство вины.
В это время ребенок начинает активно проигрывать травматическую ситуацию в играх. Навязчиво повторяет раз за разом один и тот же сюжет, который взрослому кажется странным. Нарушаются процессы сна-бодрствования, появляется раздражительность или вспышки гнева. Ребенок постоянно напряжен, как будто ожидает угрозы. Реакция испуга чрезмерно усиливается. В это время психика ребенка усиленно работает над переработкой, переосмыслением и принятием ситуации.
Постепенно, при аккуратной и корректной помощи близких людей ребенок преодолеет кризисную ситуацию, примет реальность и адаптируется к условиям жизни. Если же этого не происходит, то происходит болезненная фиксация на травме.
Каковы последствия психотравмы для здоровья?
Ребенок, переживший такое событие и зафиксировавшийся на нем, может его забыть и избегать любых упоминаний о нем. Однако ущербная модель поведения, принятая и усвоенная им в процессе психотравмы, может остаться на всю жизнь, несмотря на ее явный вред, и неоднократно повторятся в подобной стрессовой ситуации.
Кроме того, фиксация на произошедших негативных переживаниях всегда приводит к снижению уровня и качества жизни, способности к адаптации в обществе.
Могут развиваться тяжелые депрессивные состояния, зависимое поведение (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость).
Как опознать травмированного ребенка?
У ребенка есть или появляется игра, которая навязчиво повторяет тему или аспект травмы. Эта же тема повторяется в рисунках, либо привлекает пристальное внимание ребенка при просмотре кинофильмов и телепередач, чтении книг.
Возникают ночные кошмары и страхи, про которые он не хочет говорить.
Физиологическая реакция в ситуациях, которые похожи на травматическое событие (изменяется в лице, бледнеет или наоборот краснеет, холодеют руки, напрягается тело и пр.).
Постоянное избегание всего, что связано с травмой: мыслей, чувств, разговоров, а также мест, действий или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.
Снижается интерес или участие в ранее значимых видах деятельности. Неожиданные перемены в поведении (в сочетании с другими признаками).
Появляется чувство отстраненности или отделенности от остальных людей, снижается выраженность чувств. Ребенок выглядит «как замороженный», плохо идет на контакт, эмоционально не включается в общение.
Нарушаются процессы возбуждения-торможения, что проявляется в проблемах со сном, раздражительности, затруднениях с сосредоточением внимания и повышением настороженности.
Начинает болеть.
Основные принципы работы с детской психотравмой:
- выдерживать острые чувства ребенка, контейнировать их, не пытаясь утешить, подавить, отвлечь или обесценить;
- ребенок нуждается в честной, правдивой и своевременной информации о случившемся, донесенной до него в форме, соответствующей возрасту;
- терапевту важно четко обозначить свою позицию по поводу произошедшего, например, «никто не имеет право трогать, бить или использовать другого человека без его согласия», «с тобой все в порядке, это с дядей не в порядке, он не имел права так с тобой поступать», «если взрослый так ведет себя по отношению к детям, то он плохой»; особенно это касается случаев сексуального использования ребенка близкими, т. к. ребенок может принимать подобные действия по отношению к себе за любовь;
- так как дети, в силу своей эгоцентричности, часто берут вину на событие на себя, то важно снимать с них лишнюю ответственность и помочь избавиться от токсических вины и стыда;
- многократное проигрывание травматического события по инициативе ребенка. Символическое значение такой игры очень важно — вернуть ситуацию под контроль, выразить чувства, найти выход и вернуть ощущение безопасности;
- помочь ребенку выстроить новую жизнь с учетом произошедшего, принять изменения;
Основные правила поощрения и наказания для родителей:
НАКАЗАНИЕ
Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
- Наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психическому. нарушать базовые (физиологические) потребности ребенка. Например, нельзя наказывать лишением еды, питья, сна. Нельзя запирать ребенка в темном помещении, а также применять наказания, подразумевающие физическое или психическое насилие над личностью ребенка.
- Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
- За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
- Недопустимо запоздалое наказание. Иные родители ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
- Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
- Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
- Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
- Нкзание не должно нарушать базовые (физиологические) потребности ребенка. Например, нельзя наказывать лишением еды, питья, сна. Нельзя запирать ребенка в темном помещении, а также применять наказания, подразумевающие физическое или психическое насилие над личностью ребенка. Нельзя наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
- Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
- Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
- Внимание!Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
- перед сном и сразу после сна;
- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
- во время работы и игры;
- непосредственно после душевной или физической травмы;
когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;
за познавательный интерес, в том числе к собственному телу;
когда что-то происходит в первый раз и наказание не было оговорено заранее;
когда сам родитель/воспитатель находится в плохом настроении.
Отрицательные последствия физических наказаний
- Они учат детей тому, что большие люди используют свою власть и силу, чтобы прекращать определенные виды поведения у младших (редко кто видит, когда маленький человек применяет физическое наказание по отношению к большому). Это увеличивает вероятность того, что старшие и большие дети будут бить младших и маленьких детей.
- Они учат детей тому, что использование силы или насилия является способом решения проблем и конфликтов, а также реакцией, когда вы злитесь на кого-то.
- Они повышают вероятность того, что человек, которого наказывают, вырастет обидчивым и злопамятным.
- Они снижают самоуважение, так как к ребенку и его телу не относятся с уважением. Дети не обязательно связывают действие или поведение, за которое их наказывают, с последствиями. Они, скорее, могут решить, что они плохие, и никто их не любит.
Исследования в области детского развития и психологии показали, что физическое наказание может привести к немедленному прекращению поведения, но не надолго. Это просто может означать, что в присутствии родителя ребенок не будет себя так вести.
Физические наказания настраивают ребенка против родителя, который наказывает его. Важно помнить, что раненые чувства могут нанести более сильную рану, чем физическая боль.
Они учат детей тому, что важно не попадаться. Ребенок учится скрывать свои действия и становится трусливым.
Физические наказания нарушают право ребенка на безопасность. Если такие же действия применить по отношению к взрослому, то вас могут обвинить в нападении.
Единственная ситуация, когда физические наказания возможны — по предварительной договоренности с ребенком (при наличии его осведомленного и осознанного согласия на такую дисциплинарную меру)